вторник, 9 марта 2010 г.

Джон Уинслоу Ирвинг (John Winslow Irving)


Джон Ирвинг (Джон Уинслоу Ирвинг / John Winslow Irving) — американский писатель, сценарист, актер родился в Экстере, Нью-Хэмпшир во время Второй Мировой Войны (2 марта 1942). В это время его отец служил в армии и находился на Тихом Океане. Когда Джону было всего два года его родители развелись, а в 1948 году его мать повторно вышла замуж, взяв фамилию Ирвинг, которую получил и Джон, превратившийся из Джона Уолласа Бланта младшего в Джона Уинслоу Ирвинга. Писатель вырос так ни разу и не встретившись со своим биологическим отцом.

Ирвинг рос замкнутым ребенком, но врожденную любовь к одиночеству он сам считает важной чертой характера, сделавшей его писателем. В детстве Джон страдал дислексией, и даже простое чтение давалось ему с большим трудом. Несмотря на это он стал запойным читателем и поступил на факультет литературоведения. Будучи учеником Philips Exeter Academy, где историю России преподавал его приемный отец, Ирвинг увлекся спортивной борьбой. Он уверен, что именно благодаря этому спорту научился дисциплине и настойчивости.

После одного года обучения Ирвинг оставил Университет Питтсбурга и переехал в столицу Австрии — Вену. Он учился в Венском Университете и объездил все Европу на мотоцикле. Полученные впечатления позже нашли свое отражение в его произведениях. После возвращения в Соединенные Штаты, Ирвинг поступил в Университет Нью-Гемпшира, который закончил в 1965 году. Он женился, когда еще был студентом, а отцом стал в 23 года. Окончательно утвердившись в решении стать писателем, Ирвинг получил грант на обучение на писательских курсах в Университете штата Айова, где среди его преподавателей был Курт Воннегут.

В 1967 году Ирвинг получил степень доктора философии. В том же году он вернулся в Новую Англию со своей выросшей семьей и получил должность ассистента кафедры английского языка в Windham College в Вермонте. Его первая книга «Свободу медведям» (в другом переводе «Выпусти медведей на волю») была опубликована, когда ему было всего 26 лет. Вдохновившись реальными событиями последних дней Второй Мировой войны, в своем романе он рассказал трагикомическую истории двоих студентов, пытающихся освободить животных из Венского зоосада. Уже в первом произведение можно найти несколько переплетенных сюжетных линий, придающих особый драматизм несчастьям, которые валятся на голову героям его книг. В последующем этот прием станет визитной карточкой Ирвинга. Несмотря на теплые отзывы критиков и даже благожелательное мнение Курта Воннегута, книга не снискала большой популярности среди читателей. Тем не менее, вместе с режиссером Ирвингом Кешнером Ирвинг попытался написать сценарий для экранизации этого романа. Хотя попытка оказалась откровенно неудачной, это был не последний опыт работы автора с Голливудом. В это же время Ирвинг получает академический грант от фонда Рокфеллера.

В своей второй книге «Человек воды» (1972) автор вдоволь поиронизировал над нравами академического сообщества США и еще раз вернулся в Вену. В тот же год Ирвинг становится писателем-резидентом в Университете штата Айова. Его следующая книга — роман «Семейная жизнь весом в 158 фунтов» — вышла спустя два года и была посвящена непростой интимной жизни двух семейных пар в одном из университетских кампусов США. Ее заглавие неслучайно отсылает к сленгу борцов, писатель и в зрелые годы сохраняет верность этому виду спорта. В 1975 году Ирвинг стал ассистентом кафедры английского языка в колледже Маунт-Холиок (Mount Holyoke College), расположенном в штате Массачусетс. В тот же год Ирвинг получил грант от фонда Гуггенхейма.

Разочарованный тем, как издательский дом Random House продвигает его произведения, свой четвертый роман «Мир глазами Гарпа» (1978) Ирвинг отдал в издательство Dutton, руководство которого пообещало писателю всестороннюю поддержку его новой книге. Главный герой книги, протагонист автора, писатель, рассказывающий истории о своей жизни, в которых участвуют яркие, эксцентричные персонажи. Сразу после выхода роман получил восторженные рецензии и стал международным бестселлером. В 1979 «Мир глазами Гарпа» вышел в финал Американской книжной премии (American Book Award), а в следующем году стал обладателем награды Национального Книжного Фонда (National Book Foundation), которая как раз в это время стала вручаться раздельно за книги в мягком и твердом переплете. Позже произведение было экранизировано режиссером Джорджем Рой Хиллом, а в главной роли снялся Робин Уильямс. Фильм был номинирован на несколько премий Оскар. Нашлось в экранизации место и для самого автора, снявшегося в роли распорядителя в одном из рестлинг-матчей Гарпа.

«Мир по Гарпу» сделал известного узкому кругу академического писателя сверхпопулярным автором, и все последующие книги Ирвинга становились бестселлерами. Первой в этом ряду стал роман «Отель «Нью-Гэмпшир»» (1981), продажи которого шли отлично, несмотря на противоречивые отзывы критиков. Книга была быстро экранизирована, режиссером фильма выступил Тони Ричардсон, а среди исполнителей ролей были такие звезды, как Джуди Фостер, Роб Лоу и Бо Бриджес. Впрочем, экранизацию сложно назвать удачной: роман был слишком неподъёмен для того, чтобы перенести его на экран без потери многих сюжетных линий и смысловых пластов.

В 1985 году Ирвинг опубликовал книгу «Правила виноделов». Эпическое повествование разворачивается вокруг сиротского приюта, которым руководит страдающий от наркотической зависимости акушер. Многие отмечают большое количество параллелей между этой книгой и «Оливером Твистом» Чарльза Диккенса. Центральной темой романа была проблема абортов. Благодаря этой книге Ирвинг оказался в самом пекле бушевавшей в США дискуссии сторонников и противников абортов. На позицию самого автора, который является сторонником легализации абортов, повлиял опыт его приемного деда, который был акушером-гинекологом.

После публикации «Мира глазами Гарпа» Ирвинг смог отдать все свои силы сочинительству, лишь изредка устраиваясь преподавателем в различные университеты США (в том числе один раз автор поработал и в своей alma mater). Также, Ирвинг выполняет роль ассистента тренера в команде по борьбе университета, в котором учится его сын.

Следующий роман Ирвинга «Молитва об Оуэне Мини» — также семейный эпик, действие которого разворачивается в Новой Англии. Центральная тема произведения — вера и религиозность (и различие между первой и вторым). Главный герой романа — трогательный и трагичный мальчик с маленьким ростом и грубым голосом — оказывается человеком, который заранее знает о своём предназначении, и вся его жизнь, по сути, — это подготовка к тому главному, что ждёт его в конце. В этой книге меньше, чем обычно, трагикомических ситуаций, в чём-то, пожалуй, она напоминает лучшие романы приятеля и земляка Ирвинга Стивена Кинга. Как это зачастую бывает у Кинга, в жизни главного героя «Молитвы об Оуэне Мини» то и дело случаются мистические, необъяснимые случаи, да и сам он — как понимает в конце читатель, — может быть, очередное воплощение Христа. Во всяком случае, никакими рациональными объяснениями то, что происходит в романе, не «оправдать».

Книга была написана под влиянием «Жестяного барабана» Гюнтера Грасса, «Алой буквы» Натаниеля Готорна, а также произведений Диккенса. В «Молитве об Оуэне Мини» Ирвинг впервые в своём творчестве затронул тему Вьетнамской войны и её последствий для американского общества — особенно обязательного призыва, которого сам автор избежал как женатый отец ребенка и школьный преподаватель. Сейчас «Молитву об Оуэне Мини» часто включают в списки книг, рекомендованных для школьного чтения в Великобритании.


Со своей следующей книгой «Сын цирка» (1995) Ирвинг вернулся в издательство Random House. Вероятно, это его самая мрачная, сложная и трудная книга, которая лежит в стороне от магистральных тем его предыдущих романов. В центре сюжета — воспоминания живущего в Канаде индийского врача: о детстве, проведенном в странствующем по сельской Индии цирке, о волшебном мире таинственных чудаков и магов. Эту работу автора чаще всего сравнивают с книгами Чарльза Диккенса. Несмотря на противоречивые отзывы критиков, «Сын Цирка» стал национальным бестселлером, возможно, в силу того, что автор имел к тому моменту репутацию модного литератора. Следующей книги Ирвинга пришлось ждать 3 года, в 1998 выходит роман «Мужчины не ее жизни» (другое название — «Вдова на год»), названная газетой «Нью-Йорк Таймс» «заметной» книгой. Вскоре после выхода роман был экранизирован режиссером Тодом Вильямсом.

В 1999 г., после долгих лет интенсивной работы, выходит фильм по роману «Правила виноделов». Режиссером выступил Лассе Халлстрем, а в главных ролях снялись Тоби Магуайр, Шарлиз Терон, Делрой Линдо, Майкл Кейн. В фильме вновь нашлось место и для авторского камео. Путь этой книги на киноэкран был весьма тернист. Потом Ирвинг с иронией будет вспоминать, что работа над фильмом стоила «двух продюсеров, четырех режиссеров, тринадцати лет и бессчетное количество переписываний сценария». Старания себя оправдали. «Правила виноделов» принесли автору «Оскар» за лучший сценарий, а также номинировались на премию за лучший фильм.

Далее см. http://www.johnirving.ru/content/view/2/

Экранизации
Мир по Гарпу / The World According to Garp (США, реж. Джордж Рой Хилл, 1982)
Отель Нью-Хэмпшир / The Hotel New Hampshire (США, реж. Тони Ричардсон, 1984)
Правила виноделов / The Cider House Rules (США, реж. Лассе Хальстрём, 1999)
Потайная дверь / The Door in the Floor (США, реж. Тод Вильямс, по роману A Widow for One Year, 2004)
Саймон Бирч / Simon Birch (США, реж. Марк Стивен Джонсон, по роману A Prayer For Owen Meany, 1998)




Комментариев нет:

Отправить комментарий